Главные тренды российского MedTech-рынка (продолжение)
На помощь врачам и пациентам постоянно приходят новые инструменты, которые помогают следить за состоянием здоровья, вовремя обращать внимание на тревожные симптомы и получать рекомендации о дальнейших действиях. Так, в последнее время появляется всё больше девайсов, в основе принципа работы которых лежит искусственный интеллект. Один из таких новых продуктов цифровой медицины — чат-бот для сбора анамнеза пациентов, желающих посетить врача в поликлинике. Пока им могут воспользоваться только жители Москвы, записывающиеся к врачу через ЕМИАС (Единую медицинскую информационную систему). В процессе записи пациент с помощью этого чат-бота может передать врачу, которого он собирается посетить, информацию о том, на что он жалуется, еще до приема. Бот может задавать наводящие вопросы — что болит, как болит, каковы другие симптомы и так далее. Он «обучен» на медицинских картах реальных пациентов, поэтому может грамотно провести такой опрос. Дальше эта информация поступает врачу. При приеме пациента, который уже пообщался с чат-ботом, доктор может не тратить время на «начальный опрос», а сразу задавать уточняющие вопросы. Бот не имеет права ставить диагноз, но может его предсказывать на основе собранных симптомов и жалоб — эту информацию получает врач. Оценить преимущества чат-бота могут пока только терапевты, но в будущем система чат-ботов будет применяться и для приема у врачей других специальностей. Первые «на очереди» — гинекологи, урологи, педиатры и ЛОРы. Чтобы «обучить» бота новой специальности требуется от двух до пяти месяцев.
ИТ-продукты, которые уже применяются в телемедицине, часто направлены на профилактику. Их задача — помочь пользователям избежать серьезных болезней и выявить их на начальной стадии. Один из таких сервисов — Webiomed — анализирует вероятность развития тех или иных заболеваний у пациентов из определённой группы риска. На основе собранной информации о других похожих кейсах он прогнозирует состояние конкретного пациента и помогает врачам принимать врачебные решения.
Активному развитию онлайн-медицины в России может помочь либерализация законодательной базы. Закон о телемедицине, принятый в 2018 году, запрещает врачам ставить диагнозы без личного осмотра пациента. То есть пациент в любом случае должен очно явиться на прием к врачу, чтобы он мог его осмотреть и озвучить диагноз, даже если специалисту становится ясна картина происходящего во время телеконсультации и после получения результатов исследований. Если врачам в России на законодательном уровне разрешат ставить пациенту диагноз во время телеконсультации, то это может привести к кратному росту телемедицинского рынка.
В странах, где телемедицина быстро и эффективно развивается, например, в Англии, Франции, Эстонии, и в некоторых штатах США, — запрета на постановку диагноза онлайн нет. Законы в сфере телемедицины в этих странах фокусируются на защите персональных данных пациентов (особое внимание уделяется каналам передачи личной информации и ее конфиденциальности), и, кроме того, врачи работают по лицензии, лишением которой и чревато недобросовестное лечение или сопровождение пациента. Всё это считается достаточными условиями для того, чтобы врачи сами могли решать, каким образом им вести прием — очно или с помощью телемедицины.
Другое препятствие для развития рынка онлайн-медицины в России — финансирование телеконсультаций в рамках ОМС. Сейчас дистанционный прием у врача оплачивается из подушевого тарифа (или норматива). В системе ОМС на каждого пациента, прикрепленного к конкретной поликлинике, каждый год выделяется определенный размер финансирования — тот самый подушевой тариф. Из этих средств складывается бюджет медицинского учреждения, в первую очередь из него финансируется текущая деятельность поликлиники, но на развитие дистанционного консультирования или привлечения сторонних сервисов средств зачастую не остается.
4897